Централизованный экзамен. История Беларуси: сборник тестов, 2024 год. Вариант 1.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 1:30:00 |
Индоевропейцы — это:
В 960-е гг. варяжский князь Рогволод установил свою власть в:
Установите соответствие и выберите правильный вариант ответа.
Исторический деятель | Характеристика |
---|---|
А) Брячислав Изяславич Б) Миндовг B) Витовт | 1) первый правитель Великого Княжества Литовского (ВКЛ) 2) полоцкий князь, который вел борьбу с Новгородом за волоки между Днепром и Западной Двиной 3) великий князь литовский, который заключил унии с Польшей |
Крестьянское хозяйство в ВКЛ в XIV–XVIII вв. называлось:
Евреи в ВКЛ в XIV — первой половине XVI в.:
Ливонская война для Речи Посполитой завершилась Ям-Запольским перемирием, заключенным с Российским государством в:
Мануфактурами в ВКЛ в XVIII в. называли:
Прочитайте выдержку из записки, поданной Александру I.
«Часть Польши, присоединенная к Российской империи, составляла некогда отдельное самостоятельное владение — Литву... Жители его испокон веков... заботились о своих правах и были верны своим монархам, отличались мужеством и любовью к отчизне. Гордые своим происхождением, литвины... сохранили свои обычаи, свой гражданский кодекс, местное управление, свое войско, верховный суд... и даже сейм, собиравшийся по очереди в Варшаве и Гродно...
Я убежден, что если бы со времени присоединения к России забранных польских земель была из них образована одна провинция, сохранено имя Литвы и оставлены ее давние права и если бы из нее был создан отдельный край со своим управлением, но в качестве соединенного и включенного в состав Российской империи государства, то тогда иноземное влияние проникало бы туда с трудом».
Определите, в связи с чем был разработан проект, о котором идет речь в выдержке:
После подавления восстания 1863–1864 гг. царское правительство на белорусских землях предприняло попытки перевода в православие:
Свидетельством развития капитализма в сельском хозяйстве на белорусских землях во второй половине XIX в. являлось:
Форма организации жизни и деятельности сельского населения, при которой все вопросы внутренней жизни решаются коллективно, — это:
Определите правильное утверждение, используя картосхему «Укрупнения территории БССР»:
Одним из итогов осуществления политики белорусизации, которая проводилась в БССР в 1920-е гг., являлось(-ся):
Договор между СССР и Германией о дружбе и границе был подписан в:
Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг. характеризовалась:
Особенностью белорусской модели социально-экономического развития, разработанной во второй половине 1990-х гг., является:
В задании ответ запишите цифрами. Например: 1600.
Конституция Речи Посполитой была принята на Четырехлетием («Великом»)
Ответ:
В задании дополните предложение. Ответ запишите словом в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении.
В ВКЛ профессиональное объединение ремесленников, которое:
1) включало представителей одной или смежных специальностей и организовывало сбыт своей продукции;
2) также называлось братством или сотней, — это
Ответ:
В задании установите последовательность событий. Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 1234.
Установите последовательность событий, произошедших в XI–XVI вв.:
1) заключение Островского соглашения между Витовтом и Ягайло;
2) битва на р. Синие Воды (Синяя Вода) между войсками Ольгерда и татарами;
3) мятеж М. Глинского против верховной власти в ВКЛ;
4) битва на р. Немиге между войсками князей Ярославичей и полоцкого князя Всеслава Брячиславича.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три правильных утверждения относительно развития славянского общества на белорусских землях в Раннем средневековье:
1) было упразднено вече;
2) население выплачивало дань в пользу совета старейшин;
3) князя выбирали из числа знатных людей;
4) в окружении князя формировалась дружина;
5) все мужчины в случае необходимости составляли военное ополчение.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три правильных утверждения относительно хозяйственного развития белорусских земель в IX — середине XIII в.:
1) население занималось пашенным земледелием;
2) господствовало присваивающее (потребляющее) хозяйство;
3) население занималось охотой и рыболовством;
4) население проживало соседскими общинами;
5) главным занятием населения было бортничество.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три правильных утверждения относительно развития архитектуры белорусских земель в IX — середине XIII в.:
1) строились дворцово-парковые комплексы;
2) в городах здания были преимущественно из дерева;
3) отсутствовали оборонительные укрепления в городах;
4) возводились каменные церкви;
5) появились местные архитектурные школы.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три условия заключения Кревской унии между Польшей и ВКЛ в 1385 г.:
1) создание единого войска для Польши и ВКЛ;
2) создание единой судебной системы для Польши и ВКЛ;
3) крещение языческого населения Литвы в католичество;
4) присоединение ВКЛ к Польше;
5) предоставление Польше помощи со стороны Ягайло в возвращении земель, ранее захваченных немцами.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три политические задачи, которые во второй половине XVIII в. необходимо было решить в Речи Посполитой для выхода страны из политического кризиса:
1) сохранение выборности королевской власти;
2) ограничение прав мещан;
3) усиление власти монарха;
4) ограничение прав шляхты в управлении государством;
5) ограничение вмешательства иностранных государств во внутренние дела страны.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три характерные черты социально-экономического развития белорусских земель в первой половине XIX в.:
1) строительство почтовых и шоссейных дорог;
2) кризис крепостнической системы хозяйствования;
3) упадок торговли;
4) завершение перехода к фабричному производству;
5) установление хозяйственной специализации.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три мероприятия политики «военного коммунизма» (1918–1921):
1) введение свободы выбора форм землепользования;
2) проведение денежной реформы;
3) введение всеобщей трудовой повинности;
4) введение продразвёрстки;
5) запрет товарно-денежных отношений.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три характерные черты общественно-политической жизни в БССР в 1920-е гг.:
1) проведение политики гласности;
2) определение коммунистической партией основных направлений внутренней и внешней политики;
3) осуществление деятельности комсомолом;
4) закрепление альтернативного порядка выборов в органы власти;
5) прекращение существования некоммунистических партий и общественных движений.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три характерные черты социально-экономического развития БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.:
1) опережающий рост тяжелой промышленности;
2) отказ от пятилетних планов развития;
3) появление новых отраслей машиностроения;
4) преимущественное развитие легкой промышленности;
5) проведение коллективизации в западных областях страны.
Ответ:
В задании ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите два вопроса, вынесенных на республиканский референдум в 1996 г.:
1) об ограничении срока полномочий Президента Республики Беларусь;
2) о переносе Дня Независимости Республики Беларусь с 27 на 3 июля;
3) об отмене смертной казни;
4) о статусе русского языка;
5) о государственной символике.
Ответ:
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
В XIV–XV вв. на белорусских землях основу литературы составляли(-а) А)___________, которые(-ая) в XV в. начали(-а) переводиться на Б)___________язык. В XV в. возник жанр В)___________, в которой восхвалялись определенные люди
1) латинский
2) старобелорусский
3) диариуши (дневники)
4) религиозные произведения
5) юмористическая литература
6) панегирическая литература
Ответ:
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
Контрреформация в Речи Посполитой имела отличия от Западной Европы. В Речи Посполитой католическая церковь стремилась распространить свое влияние на население, которое исповедовало А)___________. В 1569 г. в ВКЛ были приглашены представители монашеского ордена Б)___________ которым значительную поддержку
1) иезуиты
2) бернардинцы
3) униатство
4) православие
5) королевский двор
6) протестантская церковь
Ответ:
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
В первой половине XIX в. система образования на белорусских землях имела А)___________ характер. Высшее образование существовало только для детей Б)___________. В период после подавления восстания 1830–1831 гг. произошел перевод обучения с В)___________на русский язык
1) дворяне
2) крестьяне
3) сословный
4) бессословный
5) белорусский
6) польский
Ответ:
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
17 октября А)__________ года Николай II подписал Манифест. В нем он обещал своим подданным политические свободы и Б)__________ . После принятия Манифеста организационно оформились
1) большевики и меньшевики
2) октябристы и кадеты
3) автономия
4) Государственная дума
5) 1905
6) 1907
Ответ:
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
На оккупированной территории БССР гитлеровские захватчики в период Великой Отечественной войны проводили политику А)___________. Мероприятия данной политики были отражены в плане Б)___________. Еврейское население БССР сгонялось в специальные места проживания — В)___________
1) гетто
2) кагалы
3) «Ост»
4) «Барбаросса»
5) геноцид
6) «расовая теория»
Ответ:
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться.
Установите соответствие.
термин | Определение |
---|---|
A) надел Б) господарская рада B) вотчина | 1) в ВКЛ земля, обрабатываемая крестьянами и закрепленная в их пользовании 2) в ВКЛ земельное владение, передаваемое по наследству 3) сословно-представительный орган в ВКЛ в XV — первой половине XVI в., на который первоначально приглашалась вся шляхта 4) совещательный орган в ВКЛ, действовавший при великом князе |
Ответ:
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2ГЗ. Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще.
Установите соответствие.
Событие | Дата |
---|---|
A) создание Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ) Б) начало проведения столыпинской аграрной реформы B) создание ССР Литвы и Беларуси (Литбел) Г) окончательное оформление Белорусской социалистической громады (БСГ) | 1) 1903 г. 2) 1906 г. 3) 1914 г. 4) 1919 г. |
Ответ:
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗ.
Установите соответствие.
Характеристика | Исторический деятель |
---|---|
A) начальник паровозного депо, который во время Великой Отечественной войны осуществлял диверсионную деятельность на железнодорожном узле Орша Б) хирург, активный участник Минского подполья, который передавал партизанам необходимые медикаменты и хирургические инструменты B) руководитель партизанского отряда, созданного в июле 1941 г. в Суражском районе | 1) М. Ф. Шмырёв 2) К. С. Заслонов 3) Е. В. Клумов |
Ответ:
В задании ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗ.
Установите соответствие.
Событие | Дата |
---|---|
A) придание статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете БССР Б) подписание Договора о создании Сообщества Беларуси и России B) принятие Конституции Республики Беларусь | 1) 1991 г. 2) 1994 г. 3) 1996 г. |
Ответ: